УЦ Развитие
Очное / Заочное / Дистанционное обучение

ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ РАБОТЫ, ДЛЯ ЖИЗНИ

Регулирование трудовых отношений с экспертами в сфере проведения СОУТ

Положения cтатьи 351.3 «Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда» Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливают особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда, под которыми понимаются работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Порядок аттестации и особенности регулирования труда указанной категории работников устанавливаются законодательством о специальной оценке условий труда.

Комментарий к статье 351.3 трудового кодекса РФ

Комментируемая статья включена в ТК РФ в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который в числе прочего определяет основы правового статуса экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Такие лица могут как состоять в трудовых отношениях с указанными организациями, так и привлекаться ими для проведения специальной оценки условий труда на основе гражданско-правовых договоров.

Комментируемая статья распространяется на физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с организациями, проводящими специальную оценку условий труда, отвечают предусмотренным законом профессионально-квалификационным требованиям и имеют сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Устанавливая в качестве обязательных требований к указанным работникам прохождение аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и наличие сертификата эксперта, который выдается по результатам указанной аттестации, комментируемая статья фактически воспроизводит положения ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». В остальном же она носит отсылочный характер.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

  • наличие высшего образования;
  • наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 час.;
  •  наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Указанный Федеральный закон не уточняет, по какой именно специальности должно быть получено высшее образование лицом, претендующим на получение сертификата эксперта. Между тем в качестве одного из требований к организации, проводящей специальную оценку условий труда, предусмотрено наличие у нее не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона).

Проведение аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются Министерством труда и социальной защиты РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанное Министерство Приказом от 24 января 2014 г. № 32н установило форму сертификата эксперта и технические требования к нему, а также утвердило инструкцию по заполнению бланка сертификата эксперта.

Сведения об экспертах организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также о выданных им сертификатах вносятся в реестр экспертов, формирование и ведение которого возлагается также на Министерство труда и социальной защиты РФ (ч.ч. 1 и 5 ст. 21 указанного Федерального закона).

Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 32н.

Одним из основных принципов деятельности экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, является принцип независимости. При осуществлении своих функций эксперты руководствуются исключительно требованиями ТК РФ, Федерального закона «О специальной оценке условий труда», иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих специальную оценку условий труда.

В целях обеспечения независимости экспертов при осуществлении своей деятельности названный Федеральный закон устанавливает для них ряд ограничений. Эксперты не могут проводить специальную оценку условий труда, если они:

  • являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, или руководителями таких организаций, или должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
  • состоят в близком родстве либо свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, или руководителями таких организаций, или должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда (п.п. 5 и 6 ч. 2 ст. 22 указанного Федерального закона).

Кроме того, эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта, т.е. ситуации, при которых заинтересованность эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 22 указанного Федерального закона).

За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда эксперты несут административную ответственность в соответствии со ст. 14.54 КоАП как должностные лица.

 

Источник: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. 3-е изд., пересмотр. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2015. 848 с.

наверх