УЦ Развитие
Очное / Заочное / Дистанционное обучение

ДЛЯ СЕБЯ, ДЛЯ РАБОТЫ, ДЛЯ ЖИЗНИ

Новый закон о контрактной системе не сделал госзакупки более эффективными: экономия по итогам 2014 г. снизилась на 2%

Елена Пальм/Интерпресс/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет об итогах мониторинга эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

По мнению проверяющего, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не повысил эффективность системы госзакупок. «44-ФЗ пока не стал полноценным инструментом регулирования всего цикла закупочной деятельности. Он не изменил подходы и требования, установленные прежним законодательством», - уточнил аудитор.

В 2014 г. цели, которые изначально ставились перед новым законодательством, не достигнуты. По данным Федерального казначейства зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7% в 2013 г. до 5%[1] в 2014 г., причем такая тенденция отмечена по всем уровням проведения и способам осуществления закупок.

За прошлый год было заключено свыше 2,5 млн. государственных и муниципальных контрактов. Их общая сумма составила 5,3 трлн. руб. Аудитор отметил тенденцию укрупнения закупок. В 2014 г. количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд. руб. выросло на 26% - 415 закупок на общую сумму 1,7 трлн. руб. 73% из них пришлось на федеральных заказчиков.

По словам Максима Рохмистрова, на процедуры закупок стало подаваться больше заявок. Так, на 1 лот по итогам 2014 г. в среднем подавалось 2,9 заявки. В 2013 г. этот показатель составлял 2,6. Тем не менее, говорить о приемлемых показателях конкуренции все еще рано. Самые худшие значения этого показателя - при муниципальных закупках.

 Среднее количество заявок на 1 лот, подаваемых участниками конкурентных способов закупок

Увеличение количества способов осуществления закупок, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, не оказало существенного влияния на структуру закупок – основная доля объявленных закупок (по сумме) по-прежнему приходится на электронные аукционы (56%). 

При этом обращает на себя внимание высокая доля закупок у единственного поставщика[2]в 2014 г. на федеральном уровне (29,8%). Для сравнения: на региональном уровне эта доля составляет 4,9%, на муниципальном уровне – 6,8%.

По мнению аудитора, передача полномочий по созданию ЕИС от Минэкономразвития России Федеральному казначейству, необходимость доработки изначально сформированных Минэкономразвития России концепции и технического задания на создание ЕИС (формировались под новую систему, впоследствии было принято решение формировать ЕИС на базе аппаратно-программного комплекса официального сайта zakupki.gov.ru) привели к задержке работ по созданию ЕИС сроком на 1 год.

Также отмечено отсутствие на официальном сайте zakupki.gov.ru, который действует до ввода в эксплуатацию единой информационной системы (ЕИС), полноценной интеграции функциональных процессов, начиная от планирования закупок и заканчивая заключением и исполнением контракта, а также каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[3] (как инструмента повышения эффективности закупок за счет обеспечения сопоставимости однотипных закупок и мониторинга цен), не позволяет в полной мере осуществлять предупреждающий контроль в сфере закупок.

При этом объем средств, направленных на развитие и обеспечение функционирования Официального сайта за 2010-2014 гг.[4], составил около 2,8 млрд. руб.

В 2014 году Счетной палатой было проведено более 100 контрольных мероприятий, в рамках которых проверялась закупочная деятельность объектов аудита. По результатам указанных проверок выявлено 276 нарушений законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе в сфере закупок на общую сумму 39,6 млрд. руб., основная часть которых касалась:

  • неразмещения или нарушения сроков размещения планов-графиков закупок или сроков внесения изменений;
  • несоблюдения порядка проведения торгов;
  • нарушения порядка заключения контрактов;
  • нарушения порядка размещения заказа у единственного поставщика подрядчика, исполнителя;
  • нарушения условий контрактов, в том числе необоснованное их изменение;
  • неприменения мер ответственности по контракту.

При этом нарушения Федерального закона № 44-ФЗ были выявлены Счетной палатой при проведении 21-го контрольного мероприятия, в рамках которых проверено 36 заказчиков федерального и регионального уровня (нарушения выявлены в закупках на общую сумму около 7 млрд. руб.).

По поступившим сведениям от контрольно-счетных органов регионов России (КСО) в 2014 г. ими проведено 282 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в ходе которых проводился аудит в сфере закупок (проводили 53 КСО).

В рамках указанных мероприятий КСО проверено более 1 тыс. заказчиков. По результатам проверок за указанный период выявлено более 2 тыс. нарушений, связанных с проведением закупок (нарушения выявлены в закупках на общую сумму 7,4 млрд. руб.).

В целом выявляемые нарушения по результатам аудита в сфере закупок как Счетной палатой, так и КСО охватывали все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, применением его результатов.

По результатам проведенного Счетной палатой анализа 280-ти договоров стоимостью от 1 млрд. руб. на общую сумму около 1,3 трлн. руб. выявлено 50 контрактов (около 272,4 млрд. руб. - 21%), которые заключены с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. В связи с этим Счетная палата считает целесообразным скорейшее принятие законопроекта, исключающего из сферы государственных закупок офшорные компании, юридические лица, учредителей, которые зарегистрированы в иностранных юрисдикциях.

По-прежнему не решена задача по пресечению необоснованных закупок. «Выявлен целый ряд автомобилей люкс-класса стоимостью от 3 до 6 млн. руб., которые можно отнести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами», - рассказал Максим Рохмистров. Такими заказчиками в 2014 г. выступили ФКУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства», ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства», ФГБУ «Управление капитального строительства № 900 при Федеральном агентстве специального строительства», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального дорожного агентства» и ФКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» .«Технические задания на автомобили включали такие требования как боковые подножки с подсветкой, вентиляция сидений автомобиля, аудио-система премиум класса, возможность подключения Ipod, отделка всего салона «Алькантарой», люк из тонированного безопасного стекла с электроприводом со встроенными фотоэлементами солнечной батареи, ионизатор воздуха», - добавил аудитор.

Также не удалось полностью избавиться и от коррупционных рисков. Например, в ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» установлен факт аффилированности заместителя директора учреждения с организациями, с которыми заключались государственные контракты. В целом объем нарушений законодательства на объекте составил 4,4 млрд. руб. (нарушения при планировании закупок и обосновании начальных цен, непроведение закупок у субъектов малого предпринимательства, отсутствие общественных обсуждений закупок на сумму свыше 1 млрд. руб., заключение контракта до исполнения предписания контрольного органа в сфере закупок, заключение контракта на сумму, значительно превышающую начальную цену, не соблюдение порядка выплаты авансов и др.). Материалы по итогам проверки данного учреждения направлены Счетной палатой в Генеральную прокуратуру.

В 2014 г. не был принят полный комплекс подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок нормирования, планирования и обоснования закупок, в частности не утвержден порядок обоснования закупок и форма такого обоснования. «Очередной перенос сроков* вступления в силу законодательных норм не позволяет решить изначально декларируемую задачу по регулированию 44-ФЗ всего цикла закупок, а также повысить эффективность закупочной деятельности, в том числе путем пресечения необоснованных закупок и закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами», - пояснил аудитор. «Необходимо уже в 2015 г. принять предусмотренные законом нормативные акты по обоснованию и нормированию в сфере закупок, а также обеспечить внедрение с 2016 г. единой информационной системы», - резюмировал Максим Рохмистров.

Проверка показала, что органы, контролирующие контрактную систему, не в полной мере используют закрепленные за ними полномочия. Аудитор отметил необходимость активизации контрольной деятельности в сфере закупок, проводимой Росфиннадзором, поскольку к сфере его деятельности относятся такие важные этапы проведения закупок как определение и обоснование начальных цен контрактов, соответствия поставленного товара условиям контракта и целям осуществления закупки, а также применение мер ответственности в рамках исполнения контракта. «Требуется активизация работы антимонопольного органа по подаче исков в суд о признании недействительными закупок, проведенных с грубыми нарушениями федерального закона, внедрения в практику ФАС России проведения плановых проверок», - добавил аудитор.

Аудитор отдельно остановился на успешном опыте внедрения общественного контроля** в сфере закупок. Процедура обязательного общественного обсуждения была проведена в отношении 292 закупок стоимостью свыше 1 млрд. руб. По итогам первого этапа общественных обсуждений 21 закупка на сумму 55,7 млрд. руб. была отменена заказчиками после получения ими замечаний. По итогам второго этапа общественных обсуждений – 2 закупки на сумму 4,6 млрд. руб. «Большая часть закупок, отмененных по результатам общественных обсуждений, приходилась на подведомственные учреждения Федерального дорожного агентства и Министерство финансов Московской области», - рассказал Максим Рохмистров.

Коллегия приняла решение направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также - информационное письмо в Правительство РФ.

Справочная информация:

* Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в силу некоторых его положений, при этом с учетом внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ (в 2013-2014 гг. принято 9 федеральных законов о внесении изменений) сроки введения некоторых таких положений неоднократно пролонгировались, в частности:

  • планирование и обоснование закупок вводится с 1 января 2016 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2015 г.);

  • нормирование в сфере закупок – с 1 января 2016 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2014 г.);

  • введение в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок – с 1 января 2016 г.;

  • мониторинг закупок – с 1 января 2017 г (первоначальный срок введения – с 1 января 2016 г.);

  • использование каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – с 1 января 2017 г.;

  • наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок работников контрактных служб, контрактных управляющих– с 1 января 2017 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2016 г.).

** В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ в 2014 г. общественное обсуждение закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. стало обязательным для всех заказчиков (в 2012-2013 гг. обсуждение крупных закупок для федеральных заказчиков было обязательным, для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков – носило рекомендательный характер).

[1]Разница между начальной (максимальной) ценой контракта/лота, указанной в размещенном извещении о закупке, и стоимостью предложения участника-победителя по итогам осуществления закупки.

[2]Без учета закупок малого объема и закупок у единственного поставщика по итогам несостояшихся конкурентных способов закупок.

[3]В соответствии с частью 13 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ с 1 января 2014 года по 1 января 2017 года включительно формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в части отдельных товаров, работ, услуг.

[4] На основе анализа материалов, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» размещены в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процессы подготовки и оценки проектов планов информатизации.

Источник: http://www.ach.gov.ru

наверх